Дорофеева Татьяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Быковский детский сад «Колосок»
|
Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитииИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Современное дошкольное образование невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Однако ресурсы ИКТ разнообразны, их выбор зависит от задач, которые стоят перед педагогом. Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей: - следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ; - быть для воспитанников проводником в мир информационных технологий; - формировать у них основы информационной культуры; - повышать свой профессиональный уровень и компетентность родителей в вопросах использования ИКТ. Для реализации содержания образовательной программы воспитатели используют компьютер, планшет, интерактивную доску. Как использовать ИКТ для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников? Какие задачи решает воспитатель в рамках художественно-эстетического развития детей согласно ФГОС ДО? - развивает у детей предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - формирует эстетическое отношение к окружающему миру;
Какие эффективные формы работы можно использовать с применением ИКТ: - интерактивные (виртуальные) экскурсии; - презентации, видеопрезентации, игровые и интерактивные презентации; - рисование с помощью графических редакторов (при наличии индивидуальных компьютеров или планшетов); - электронные энциклопедии. Рассмотрим каждую форму работы подробнее. Интерактивные (виртуальные) экскурсии Вы хотите познакомить детей с миром театра? Используйте ресурсы сети Интернет. Сайты большинства театров позволяют зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Дети смогут подробно рассмотреть афишу, гардероб, гримерную, костюмерную. Они «побывают» на сцене, в зрительном зале, заглянут за кулисы. Девочки с удовольствием понаблюдают за работой гримеров, костюмеров, что не всегда доступно в реальности. Интерактивная экскурсия активизирует дошкольников, формирует интерес к театральному миру и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации. Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в театр. Тем более интересных театральных постановок сейчас много, увидеть все физически невозможно. На помощь придет виртуальное посещение спектакля. Благодаря ему дети увидят весь процесс в динамике, виртуально займут место в зрительном зале. Они смогут разглядеть актеров в деталях, понаблюдают за их жестами, мимикой. Не знаете, как рассказать детям о редких профессиях и истории возникновения разных предметов? Виртуальная экскурсия для вас находка. Например, в ходе одного занятия и воспитанники виртуально посетили типографию, узнали, как ее работники печатают газеты, журналы, книги. Во время настоящей экскурсии у детей не было бы возможности заглянуть внутрь печатной машины, рассмотреть, как сшиваются страницы, какие используются краски, — ведь это опасно. Виртуальная экскурсия не угрожает жизни и здоровью воспитанников. Вы запланировали поход в музей? Посещение с детьми музеев — большая проблема. Особенно для маленьких городов, где редко проходят значимые выставки, а коллекции местных музеев небольшие. С помощью ИКТ педагог может познакомить воспитанников с любым музеем, виртуально посетить картинные галереи. Так, маленькие жители г. Щелково могут пройтись, например, по залам Третьяковской галереи, рассказали о знаменитых русских художниках, показали известные картины. Такие просмотры с комментариями воспитателя производят на дошкольников большое впечатление, формируют желание самим заняться творчеством. Видео-, игровые и интерактивные презентации После виртуальной экскурсии в музей предоставьте детям возможность изучить новый материал подробно в виде презентаций. Время просмотра картин на сайте регламентирует виртуальный экскурсовод. Дети могут остановиться на понравившейся картине, увеличить изображение и детально его рассмотреть. Чтобы познакомить дошкольников с народными промыслами, используйте видеопрезентации работ мастеров. Можно включить видеопрезентации в сценарии праздников и театральных представлений. Интересными для воспитанников будут видеообращения сказочных персонажей. Они создадут интригу и перенесут детей в мир сказки. Чтобы расширить представления дошкольников о предметах, событиях, явлениях, используйте игровые презентации. Включите в занятие по ознакомлению с музыкальными инструментами презентацию со звучанием отдельных инструментов. Она поможет отработать приемы коллективной согласованной игры (например, на ударных инструментах). Кроме того, видеофрагменты познакомят детей с редкими музыкальными инструментами (арфой, органом, волынкой). Воспитанники увидят и услышат, как извлекается звук. Помимо этого существуют интерактивные презентации-задания, авторы которых специалисты по дошкольному образованию. Данные задания развивают у детей логическое и абстрактное мышление, помогают сформировать навыки, необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую и т. д. Познакомиться с ними можно в Интернете, выбрать с учетом возраста воспитанников группы и использовать для решения текущих задач. Рисование с помощью графических редакторов Дошкольники любят рисовать. Познакомьте их с возможностями графического редактора — программой для создания и редактирования графических изображений на компьютере. Занятия в компьютерном классе формируют у детей умение работать с компьютерной программой, развивают творческое мышление, креативный подход к материалу. Предложите дошкольникам создать с помощью графического редактора картинки, поздравительные открытки, рекламные буклеты (например, к театрализованным представлениям), приглашения на утренник, иллюстрации и анимации. Закрепить навыки работы в графическом редакторе дети могут дома, выполняя с родителями небольшие задания. Электронные энциклопедии Дошкольники любопытны и непосредственны в восприятии мира. Они задают взрослым множество вопросов о предметах, событиях, явлениях. Не всегда педагоги и родители могут сразу и полно ответить на них. Ответы на вопросы маленьких почемучек ищите в электронных энциклопедиях. Они содержательны, интересны по форме, включают красочные иллюстрации. Тематические разделы разнообразны и не ограничены книжным форматом. Из электронных энциклопедий дети узнают о народных промыслах, видах динозавров, планетах Солнечной системы и т. д. Познакомьте детей с электронными энциклопедиями, и их общение с компьютером станет содержательным и полезным. Подобный навык поиска информации пригодится им при обучении в школе. При использовании ИКТ в образовательном процессе повышается роль и ответственность педагога. Причем взаимодействие участников образовательного процесса должно строиться по модели: взрослый (педагог или родитель) — ребенок — ИКТ. Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Если педагог грамотно организует образовательную деятельность, дети не зациклятся на примитивных компьютерных играх. Правильный режим работы за компьютером позволит избежать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка, предотвратит раннюю компьютерную зависимость и искусственную аутизацию. Педагоги и родители должны придерживаться той позиции, что компьютер — это средство решения образовательных задач. С его помощью можно оптимизировать образовательную деятельность, повысить познавательный интерес ребенка, но ни в коем случае не использовать в качестве бесцельного просмотра мультфильмов. Необходимо помнить: компьютер должен дополнять воспитателя, а не заменять его. Какие результаты вы получите, используя ИКТ? - повысите эффективность занятий художественно-эстетической направленности; - повысите познавательную мотивацию детей, раскроете их творческий потенциал; - обеспечите наглядность, эффективное восприятие и запоминание нового материала; - вовлечете в образовательную деятельность пассивных воспитанников; - покажете с помощью анимации и видеоряда явления и события в динамике; - смоделируете ситуации, которые нельзя или сложно показать детям в ходе занятия, либо увидеть в повседневной жизни. Используемая литература Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д., Подьяков, Н.Н и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс. – 2008. 11 февраля 2024 в 14:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.