Дорофеева Татьяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Быковский детский сад «Колосок»

Дидактическое пособие Лэпбук «Моя семья»

Дидактическое пособие Лэпбук «Моя семья» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (в том числе с детьми с ОВЗ). Это пособие помогает сформировать у детей представления о понятии «семья» через игры и различные виды деятельности. Уникальность его состоит в том, что в нем подобраны игры определенной тематики. Дидактический материал прост по своему содержанию и оформлению. Наличие разнообразного материала и игр обеспечивает свободный выбор детей. Пособие соответствует индивидуальным и возрастным возможностям воспитанников.

f00f5295a1707225624d99.jpg

Работа с лэпбуком учит детей мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяет кругозор ребенка. Это пособие способствует активизации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует навыки и умения, обогащает мир ребенка. Во время работы развиваются такие функции как любознательность, самостоятельность, инициативность. Таким образом можно с полной уверенностью сказать, что применение в работе лэпбука «Моя семья» позволяет обогатить и систематизировать знания детей о своей семье: о членах семьи, традициях, увлечениях, о жизни бабушек и дедушек.

f00f5295a1707225647d88.jpg

Цель: сформировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о своих близких. 

Задачи: 1. Расширять представления детей о понятии «семья»

 2. Формировать желание к изучению семейных ценностей и традиций

 3. Автоматизация поставленных звуков в словах и фразах 

4. Обогащение и активизация словаря ребенка 

5. Развитие мелкой моторики рук 

6. Развитие мышления, памяти, внимания 

7. Создание позитивного эмоционального настроя

 8. Воспитывать интерес к культуре своей страны, эмоционально воспринимать тексты стихотворений.

f00f5295a1707225674d11.jpgf00f5295a1707225716d19.jpg

Описание игр – заданий: Лэпбук – самодельная папка-раскладушка формата А4 с тремя разворотами. На разворотах лэпбука есть кармашки, книжки-гармошки, конверты, которые ребенок может самостоятельно открывать и использовать их содержимое для игр. Данное пособие содержит разнообразный материал, объединенный одной темой. В пособии предоставлен наглядный материал, нацеленный на закрепление у детей пройденного ранее материала посредством игр. Лэпбук соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде. Материал лэпбука можно менять, добавлять новое, усложнять по мере необходимости, пособие может быть использовано в совместной или самостоятельной деятельности ребенка. Все элементы дидактического пособия соответствуют требованиям безопасности, для его изготовления использовались бумага, ткань, природный материал

f00f5295a1707225742d49.jpg 

Методические рекомендации 

Пособие - лэпбук прекрасный способ подать большое количество имеющейся информации в компактной форме, весь материал способствует саморазвитию детей, повышению их познавательной активности. Для того чтобы задания были ребенку интересны и выполняли все поставленные задачи, необходимо познакомить его с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре. В начале работы с лэпбуком мы знакомим детей с содержанием каждого кармашка, ставим цель в работе с заданием. Во время работы, игры с дидактическим пособием стараемся быть рядом, объясняем, помогаем. По мере усвоения того или иного задания дети начинают играть самостоятельно или по подгруппам. Согласно СанПину игры проводятся за столом, света должно быть достаточно. В процессе игры воспитатель следит за осанкой.

Игры и образовательные ситуации с использованием лэпбука «Моя семья» 

«Моя семья» (играют один-два ребенка) 

Цель: формирование у детей представления о себе как о члене семьи, способствовать установлению простейших родственных связей и запоминанию фамилии, имени и отчества родных людей, своего домашнего адреса; развитие речевых навыков посредством составления короткого рассказа о своей семье. 

Методические рекомендации: для игры используется макет генеалогического древа. Дети, используя условные картинки, называют всех членов семьи и размещают на макете; объясняют родственные отношения; рассказывают о работе, интересах и увлечениях каждого члена семьи. Если ребенок затрудняется, педагог помогает рассказать о семье, используя наводящие вопросы.

 «Кто что делает?» (играют два-три ребенка)

 Цель: учить детей составлять предложения, используя слово «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными; воспитание доброжелательного и уважительного отношения к своим родственникам. 

Методические рекомендации: педагог предлагает детям на выбор картинки. Дети по изображению на картинке составляют предложение, используя заданное слово «вместе». Например: «Я вместе с мамой готовлю вкусный салат», «Мы вместе с дедушкой читаем любимые сказки», «Я вместе с братом и сестрой играю в интересную игру». 

«Подарки для семьи» (играют один-четыре ребенка)

Цель: учить детей заботиться о родных, проявлять любовь и внимание; упражнять в образовании существительных в дательном и винительном падежах. 

Методические рекомендации: на столе разложены картинки, на которых изображены возможные подарки. Задача играющих- выбрать для каждого члена семьи подходящий подарок, объяснить выбор. Например: «Я подарю маме цветы, потому что она их очень любит». «Я подарю папе гантели, потому что он занимается спортом». 

 «Загадки», «Пословицы и поговорки о семье»

 Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, развивать способность к анализу, обобщению, развитие словарного запаса, воспитывать любовь и уважение к своей семье.

 Методические рекомендации: пособия представляют из себя небольшие блокноты, на страницах которых напечатаны пословицы, поговорки, стихи. Воспитатель вместе с детьми изучает тексты загадок, пословиц и поговорок. Помогает детям отгадать загадки, понять смысл и народную мудрость пословиц и поговорок. 

«Стихи о семье» 

Цель: воспитывать интерес к культуре своей страны, воспитывать любовь к членам своей семьи через художественное слово, развитие памяти.

 Методические рекомендации: воспитатель читает детям стихотворения о семье, о членах семьи, предлагает выучить понравившееся стихотворение. 

«Ребусы» (играют два-три ребенка)

 Цель: совершенствовать умение детей отгадывать ребусы, расширение словарного запаса по теме «Семейные отношения», развитие логического мышления. 

Методические рекомендации: педагог вместе с детьми разгадывает ребусы. Предлагает назвать имя каждого члена семьи, профессию родителей.

 «Творческая мастерская» 

Цель: развивать потребность радовать близких заботливым отношением к ним. 

Методические рекомендации: по желанию дети могут приготовить подарок для членов семьи своими руками, используя разнообразный материал для художественного творчества. Из кусочков ткани разных цветов девочки могут мастерить кукол-пеленашек, а мальчики игрушку «Конь» из рогожки сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно. Эти игрушки дети могут использовать в сюжетных играх или подарить их своим близким.

6 февраля 2024 в 16:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.