Дорофеева Татьяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Быковский детский сад «Колосок»

Мастер-класс для родителей по обучению грамоте

Мастер-класс для родителей по теме: «Обучение звуковому анализу слова в детском саду»

f00f5295a1704019800d43.jpg 

 Цель мастер-класса: 

Познакомить родителей детей подготовительной к школе логопедической группы со звуковым анализом слова и игровыми приёмами, способствующими его формированию.

Задачи: 

1. Способствовать формированию родителями представлений о звуковом анализе и приёмах работы в детском саду и дома. 2. Создавать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных умений. 

3. Рассказать о практической значимости формируемых навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 

Оборудование: наборы фонетических карточек, цветные скрепки(красных, синих, зелёных цветов), цветные прищепки (красных, синих, зелёных цветов), цветные карандаши, карточки с изображением (дом, кит, кот, аист и т.п), цветные крупные магниты (красных, синих, зелёных цветов), цветные крышки, рыбы-звуковые линейки для определения места звука в слове, карточки-шаблоны для выкладывания крышками, магнитная доска.

 План

 1. Введение. Что такое звуковой анализ. Его практическая значимость.

 2. Содержание обучения навыкам звукового анализа в детском саду.

 3. Игровые приёмы звукового анализа слов в детском саду, доступные для дома.

 4. Рекомендации по звуковому анализу и итог. Введение Уважаемые родители, тема сегодняшнего мастер-класса «Звуковой анализ слова».

 Выбрала я эту тему конечно не случайно. Скоро ваши дети станут первоклассниками. Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. Перед тем, как записать слово, ребенку необходимо произвести его анализ, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное соединение звуковых элементов в единое целое. Звуковой анализ может быть простым (элементарным), когда звук выделяется на фоне слова, и сложным. Сложные формы звукового анализа формируются лишь в процессе специального обучения. Производя звуковой анализ, дети должны устанавливать последовательность звуков в слове, и давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Его нарушение выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону (смысл) и не воспринимает сторону фонетическую (звуковую). Несформированность данного навыка отмечается у всех дошкольников, поступающих в речевую группу. Недостаточно развитое фонематического восприятия негативно влияет на произношение (например, ребенок не слышит наличия звука в слове, не отличает твердость и мягкость звучания) и тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа. Несформированность звукового анализа влечет за собой нарушения письменной речи: ребенок не сможет правильно передать устную речь в письменном виде. Таким образом, звуковой анализ обязательно входит в подготовку детей с нарушениями речи к школе и является профилактикой нарушений письменной речи.

 Содержание обучения навыкам звукового анализа в детском саду

 Навыки звукового анализа на занятиях в детском саду даются детям с различной степенью успешности (кому-то даются труднее, кому-то легче и быстрее). Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду при выполнении звукового анализа слов. В старшей группе детского сада мы уже начинали знакомство со звуковым анализом слова. В подготовительной группе продолжаем, закрепляя умения и расширяя знания. Сейчас я кратко познакомлю и вас с тем, что знают наши дети (далее – отличия буквы и звука, гласных от согласных звуков). Помогут нам наши наглядные схемы со следующим содержанием (демонстрируется). Звуки – мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными, а согласные твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Гласные звуки можно петь, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (которой служат губы и язык). Согласные звуки – это звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Обратите внимание на памятку (на магнитной доске гласные: А У О И Э Ы и домик красного цвета). Гласные и согласные обозначаем разными цветами: гласные – красным цветом, согласный твёрдый – синим цветом, согласный мягкий – зелёным. Есть звуки всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц на доске) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ). Различать гласные и согласные звуки нам помогают следующие схемы (демонстрируются родителям) и своеобразные для них домики. Мягкий звук или твёрдый помогают определить нам наши звуковички Тим и Том (демонстрируются родителям), а также зрительная опора в виде камня («твёрдый как камень») и подушки («мягкий, как подушечка»), домики разных цветов (зелёный мягкий - улыбается, синий твёрдый- хмурый, сердитый). 

Приёмы

 Итак, первая простая задача, с которой я хочу вас познакомить: это определение наличия звука в слове. Есть ли звук? Именно такой вопрос встаёт перед ребенком, когда мы просим его выполнить упражнение. Перед нами карточки, нужно найти только те, в названии которых есть твёрдый звук «с» (мягкий ль, твёрдый м и т.д.). Если звук в слове есть – кладём картинку в сундучок. Если у ребенка есть любимый сказочный герой, можно предложить ему найти для него карточки, игрушки, но только с определённым звуком. Проводится практическое упражнение с родителями. Как вы можете заметить, я называю звук кратко, отрывисто, а не как название буквы (ка, лэ, мэ и т.п). Второе упражнение направлено на простую форму звукового анализа. Учим выделять первый, последний звук и звук, стоящий в середине. «Место звука в слове». Предварительно мы знакомим детей с понятиями ряд, начало, середина, конец. Используем наглядность обязательно. В этом детям помогают звуковые - полоски в виде рыбок, где четко обозначено начало (голова рыбки), середина и конец (хвостик). Посмотрите на рыбок. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку там, где у рыбки голова. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в соответствующее положение (хвост). Если звук не в начале и не в конце – поместите фишку посередине. Проводится практическое упражнение с родителям: звук «а» в слове автобус, звук «с» в слове осы, звук «н» в слове окно и т.п Теперь переходим к выполнению сложной формы звукового анализа, а именно выделять звуки по порядку - как они идут друг за другом в слове, и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова. Звуковой анализ, как всякое умственное действие, легче осуществляется с опорой на внешние действия, например, с опорой на схему. В этом нам помогут карточки-картинки, крышки, прищепки, магниты и даже скрепки. Этот материал найдётся дома у каждого и хорошо мотивирует детей на выполнение упражнений: взаимодействие с прищепками, скрепками и крышками всегда радует детей. Рекомендую приготовить данный материал заранее. Проведём пример звукового анализа слова совместно (слово: мак). Что нарисовано на картинке? Правильно, это мак. Мак – это слово, которое состоит из звуков. Каких, мы сейчас с вами выясним. Выделяем первый звук: первый звук м – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синей крышечкой. Протягиваем второй звук: м – ааа – к - второй звук а – он гласный – обозначим его красной крышечкой. Выделим третий звук: ма –к - третий звук к – он согласный, звонкий, твердый – обозначим синей крышечкой. Итог: в слове 3 звука, 2 из них согласных и 1 гласный. В слове мак – 1 слог т.к олна гласная. А сейчас поработаем с другим словом и другим материалом. Звуковой анализ слова с помощью магнитов («кит»). Выделим первый звук: первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, возьмём зеленый магнит. Выделим второй звук – к-ииии-т, второй звук и, возьмём красный магнит. Третий звук – ки-т, третий звук т, он согласный, глухой твердый, прикрепим синий магнит. В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т. Предлагаю вам самостоятельно поработать с карточками, которые я вам раздала. На них есть изображения и схема, которую нужно заполнить с помощью крышек. У каждого из вас своё слово, которое необходимо проанализировать (слова: аист, бык, гном, кот и т.п. слова). Я готова выслушать возникающие вопросы в ходе работы. Для обозначения звуков я предлагаю Вам использовать также прищепки разных цветов, крышечки или скрепки на ваш выбор или выбор вашего ребенка (демонстрируется материал). Вот увидите, с каким удовольствием ребёнок будет заниматься, если предложить ему прикрепить прищепки к картинке или даже к коробке. Кроме данных упражнений мы предлагаем детям обозначать звуки в соответствии с их характеристикой с помощью карандашей: раскрашивать кружочки, квадраты или рисовать их самостоятельно.

 Рекомендации по звуковому анализу и итог

 Для звукового анализа не берём слова, произносимые ребенком неправильно (с заменой, отсутствием звуков). Если ребенок заменяет звук р звуком л, например. Кроме того, при выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов (берём не все слова, а слова определённой сложности), предназначенных для анализа (в соответствии с программой и планированием). Рекомендуемые слова для звукового анализа я обычно предлагаю на консультациях. Есть также определённые особенности, которые Вам необходимо помнить. Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим. Например: пишем нож - говорим [нош]. Если после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук. Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я. И – то она обозначает мягкий звук. Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме. К концу года дети должны уметь анализировать предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям (предложенные звуковые схемы и карточки к ним демонстрируются на доске и приводится пример поиска их соответствия). Постепенно, с течением времени, мы уйдём от фишек и крышечек, т.к. полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане). Таким образом, сегодня мы поговорили с вами о том, что такое звуковой анализ, обсудили его значимость и попрактиковались в звуковом анализе слов с помощью различного материала: крышек, прищепок, скрепок и магнитов. Наверняка дома у Вас найдутся и другие материалы, подходящие для нашей задачи: пуговицы, фишки, камешки. Надеюсь, после нашей встречи, Вы станете совместно с ребенком, дома, использовать предложенные приёмы и упражнения, тем самым закрепляя усвоенное в детском саду на занятиях. 

Спасибо за внимание. 

31 декабря 2023 в 13:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.