Дорофеева Татьяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Быковский детский сад «Колосок»

Рисование песком

Рисование песком

Метод рисования песком успешно применяется в образовательных и развивающих целях. Объясняется это, прежде всего, потрясающими возможностями песка – доступностью и действием на людей. Песок – природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок.  Он привлекает своей фигурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться. Это медетативный материал, заземляющий на себя все негативные эмоции. Психологи утверждают, что уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы в организме человека.  Специалисты рассматривают рисование песком как арт-терапию.  Гиперактивные дети «разряжаются»,  а у застенчивых детей исчезают скованность и застенчивость. Учеными доказано, что те, кто активно играл   в детстве с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Игра с песком – это  естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.  

Отличительная особенность рисования песком и на песке – больший и развивающий, и воспитательный, и образовательный и эмоциональный эффект, нежели стандартные формы обучения рисованию. Потенциал рисования на песке и песком огромен:  обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, воображения  и творческих способностей. При этом образовательный процесс превращается в увлекательное занятие.

 Технология «Рисунок  на песке»

Одной из основных задач педагогической деятельности является создание оптимальных условий для коррикционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного  развития детей. Образовательный процесс дошкольников постоянно обновляется: широко используются современные педагогические технологии, компьютерные программы, появляются технические средства  обучения нового поколения. Одним из таких можно считать  световой стол.

Цель работына световом столе – познакомить детей с технологией «Sand art».

Данный вид деятельности даёт воспитателю возможность использования рисунка на световом столе в коррекционно-развивающем обучении.

Первый этап работы – подготовительный. Дети знакомятся с оборудованием и правилами работы на световом столе, со свойствами песка. Самостоятельно  выполняют различные действия по желанию:  разглаживают песок по поверхности стола, пересыпают, сгребают в кучки, рисуют знакомые предметы пальчиками, ладонью (на что хватит их фантазии).

Второй этап – непосредственное знакомство с техникой рисунка.  Начинается рисунок с выполнения фона. Дети знакомятся с разными способами (засыпка - из кулачка, наброс – с ладошки, закидывание – из кучи);  демонстрируются способы уборки песка. Далее дети насыпают, рисуют, убирают песок самостоятельно любым способом.

Третий этап -знакомство со способами рисования на световом столе. Начинаем рисовать с более простого способа – «светлым по темному». Изображение получают, нанося различного рода линии, точки, пятна по поверхности  стекла. Тонкий слой при этом разгребается, раздвигается, образуя белый просвет любой формы. В процессе рисования уточняем, что рисунок можно выполнять пальчиками, ребром ладони, кулачком, всей ладонью, одноименными пальцами обеих  обеих рук одновременно, сразу несколькими пальцами, двумя ладонями. Можно использовать в рисунке отпечаток пальчиков, ладони, кулачка.

Четвертый этап -  Освоив технику рисунка  « светлым по темному», переходим к более сложному способу – «темным по светлому». Демонстрируя способы «рисунок струей» (из кулачка, щепоткой). « Отсечение лишнего». Дети практикуются самостоятельно выполнять рисунок данным способом. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, которые проявляются в нарушении координации движений, отсутствии четкости движений,  в низком развитии мелкой моторики рук, неразвитости чувства ритма, сниженном уровне развития вербальной памяти, внимания, восприятия, мы применяем дополнительные меры рисования на световом столе. Например, предлагаем детям использовать трафареты. Трафарет представляет собой обобщенный образ предметов окружающего мира. Трафареты помогают ребенку создать свою сюжетную картинку, так как уже существует главный объект  (то есть ставим ребенка в позицию успеха), видеть соотношение предметов  по величине, форме, расположению. Дошкольники учатся строить композицию. Трафареты подбираются в соответствии с лексической темой. Трафареты выполнены из самоклеящейся пленки,  что позволяет их мыть при необходимости. Для создания более яркого образа дети используют разнообразные материалы: цветные камешки, стеклярус, мелкие пластмассовые предметы и фигурки.

 На световом столе детям предлагается выполнить различные графические задания, где они упражняются в прорисовке основных линий, передаче ритма. Развивают точность движений. Задания предлагаются от прорисовки простых прямых вертикальных и горизонтальных линий до сложных извилистых,  соединенных в различные фигуры. Данные задания  дошкольники выполняют разными способами – «светлым по темному» и «темным по светлому».

Для развития подвижности кисти руки используются игровые упражнения «Нарисуй одной линией, не отрывая пальчика». Для выполнения ребенку предлагается готовый рисунок, выполненный маркером на полиэтиленовой пленке. Размер подложки соответствует размеру светового стола. Выполняя рисунок «светлым по темному»,  ребенок наносит фон любым удобным для него способом, прорисовывает сплошную линию от начальной точки; рисунок « темным по светлому» ребенок выполняет струей из кулачка, не засыпая фон.

Дети группы испытывают трудности при выполнении заданий в тетрадях в клеточку (при прорисовке графических узоров не определяют центр клетки, не регулируют движение кисти руки, в результате линии получаются короче или длиннее необходимых, не видят границ клетки, затрудняются передать ритмический узор). Предлагаем выполнять различные графические узоры на песке. На световой стол раскладывается подложка из полиэтиленовой плотной пленки, расчерченной в клетку. Размер клетки 5*5 см. Детям предлагаются различные традиционные задания: «Продолжи  узор по образцу», «Придумай узор», « Нарисуй такой же предмет», «Графический  диктант» (под диктовку педагога) и др.  Используем два способа рисунка. Дети группы достаточно сложно осваивают грамоту: зрительно не могут запомнить буквы, путают, в какую сторону смотрят палочки, и т. д. Поэтому при закреплении данного материала мы также используем световой стол. Дети выполняют задания «Напиши букву», Измени букву, добавив палочку»,  «оживи букву», «Нарисуй по трафарету», «Сложи слово», «Напиши слово и обозначь символами»,  «Напиши букву и нарисуй картинки на эту букву» и т.д.

Использование трафаретов «буквы»  помогает детям запомнить графический образ буквы, а цветовое исполнение трафаретов способствует запоминанию гласных и согласных. Трафареты представляют собой целые буквы, а также квадраты размером 15*15 см с вырезными в нутрии буквами.

Прелесть рисования песком (независимо от того, сюжетное это рисование или написание букв и цифр) заключается в том, что все поправимо. Не нужно бояться ошибиться, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге.  Это  дает возможность ребенку ощущать себя успешным. На песке даже трудные задачи решаются легче!



11 апреля 2022 в 10:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.