Дорофеева Татьяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Быковский детский сад «Колосок»

Центр Художественно-эстетического развития

Целью центра изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

82f8319136c03ada62df1af4d2ea2345.jpg

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

8b361b334a65bf15a4a35588ba6fb546.jpg

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

  1. Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте. Мебель должна соответствовать росту детей
  2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
  3. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
  4. Полифункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
  5. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
  6. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой).
  7. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.)                                                                                 Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость.

096448ade75b4b292c73ded3809ab34d.jpg

267361fafe7476c95e1e72a4cfcb1d18.jpg

b4f37fcda9cdbcb5be64b32c70535155.jpg

Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества как традиционные так и нетрадиционные

  1. Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).
  2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
  3. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  4. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  5. Небольшие магнитные доски для рисования.
  6. Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  7. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
  8. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
  9. Фартучки и нарукавники для дошкольников.a5e13103d06a2a715050cfa94131ce3e.jpg

При наполняемости уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников.

Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы. То есть в уголке имеются:

  1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.
  2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.
  3. Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.).
    Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.).
  4. Папка с лучшими детскими работами.
  5. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
  6. Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
  7. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
  8. Плакаты на тему изобразительной деятельности. 06a5528d895a6c7ec8e9662c469e0d2e.jpg

Неотъемлемая часть уголка ИЗО — дидактические игры данной направленности.

28813d066fbd03cd3fa1a8b748b4e5f3.jpg

Для младших дошкольников это простые пособия на закрепление основных цветов. Задача ребёнка — определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки

В средней группе усложняются игры предыдущего возраста и уже можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки)

В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы. Кроме этого добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

a2152476ecb459db8cbc5e339f27cc47.jpg

Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались.

30794fa9e8c32ef0e490a426150a0ac7.jpg

Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.

98eb6ca0038635b2c1a96e9d9b60e5d2.jpg

a4964ad8e86dfab22fa3a77f65f2daca.jpg

ee976b92a0a1f9739332e0255eea8497.jpg


21 февраля 2022 в 11:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.